Преступления против человечности, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками, не имеют срока давности. Об этих злодеяниях, беспрецедентных по своей жестокости, изощренности и масштабам, нужно помнить и говорить всегда, особенно сейчас, когда коллективный Запад нагнетает напряженность в мире. Не случайно Генеральная прокуратура Республики Беларусь в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида населения нашей страны в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
«Дружины» озверелых убийц
Во время Второй мировой войны так называемая «Армия Крайова» — подпольное военное формирование — действовала с 1942-го по 1945 год в западной части Беларуси и Украины, в Польше, Литве и подчинялась польскому эмигрантскому правительству. Советские разведывательно-диверсионные подразделения, выполняя задания в тылу захватчиков, и партизанские отряды получали сведения о враждебном отношении аковцев к Советскому Союзу вплоть до прямого сотрудничества с войсками фашистской Германии. В черном списке злодеяний «Армии Крайовой» — убийства советских военнослужащих, зверства по отношению к мирному населению. Белорусские крестьяне называли аковцев «армiяй катау», то есть «армией палачей».
В 1944 году отряды этой «армии изуверов» оказывали сопротивление частям Красной Армии, которые освобождали от нацистов западные земли Белорусской Советской Социалистической Республики. Когда советские войска разоружили аковцев, те перешли на нелегальное положение и стали проводить агитацию среди местного населения за уклонение от воинской службы, создавали из числа уклонистов диверсионные подпольные группы. Эти бандформирования совершали вооруженные нападения на государственные учреждения, в своей безграничной ненависти истязали и убивали представителей советской власти.
Один из кадровых аковцев, сумевших избежать разоружения и интернирования, — Иван Иосифович Жук. Он курировал создание вооруженного отряда с участием Э. К. Журни, Б. Ф. Кезика, К. О. Петкуна и других. Банда действовала на территории Браславского района до января 1947 года. Это формирование было низовым в структуре «арii катау» и называлось «дружина». Две-три «дружины» (по 12 — 15 бандитов) составляли «плютон». Из нескольких «плютонов» формировался «обвод».
Поляк Иван Жук возглавлял «плютон». Впоследствии бежал в Польшу. Он родился в деревне Кривня Браславского района. В 1937—1938 годах служил в погранотряде Войска польского в звании капрала. Во время Второй мировой войны сотрудничал с нацистами. В «Армию Крайову» вступил в 1944-м.
Члены вышеназванной «дружины» давали присягу на верность организации. На вооружении имели два ручных пулемета, автоматы, винтовки и боеприпасы к ним. После рассекречивания ряда документов стали известны некоторые подробности. Группуконспиративно посещали кураторы — некие Тадеуш по кличке Хомонто и Юдынец (или Ядынец), имевший кличку Черный. Они были связаны с руководством «обвода» и приходили откуда-то из- под населенных пунктов Опсы и Видзы, что на Браславщине, а также из Литвы. Члены банды тоже имели клички: Король, Свершт, Росик, Комар, Крюк и другие.
Банда орудует по ночам
В конце декабря 1944 года четверо бандитов, среди которых были Петкун и Кейзик, ворвались ночью в дом сельского уполномоченного деревни Леошки Браславского района А. А. Выливко и зверски избили его прикладами винтовок и плетьми. Так изверги отомстили активисту за сотрудничество с советской властью, в частности — за проведение подписки сельчан на государственный займ.
В ночь на 1 января 1945 года четверо бандитов из этой «дружины» в деревне Глинов ка Быстрымовского сельского Совета автоматными очередями в упор расстреляли председателя сельсовета А. А. Гродя, который ночевал в доме Дубиловича. В ночь на 21 июля 1945 года бандиты под непосредственным руководством Жука ворвались в дом председателя Урбановского сельсовета И. Н. Форманицкого. Нацисты уничтожили находившиеся здесь документы сельсовета, забрали вещи семьи, винтовку председателя и, угрожая оружием, увели его в неизвестном направлении. Утром председатель был обнаружен мертвым метрах в трехстах от сельсовета. Смерть наступила от огнестрельных ранений в голову, шею и спину. Скорее всего, стреляли из автомата. В помещении Урбановского сельсовета бандиты тоже похозяйничали. Шкафы, где хранились документы, были пустыми, в печи находились остатки сожженных бумаг и наглядной агитации. Исчезли настенные часы и телефонный аппарат. Инвентарь и мебель были разбиты. В семье И. Н. Форманицкого остались без отца трое детей в возрасте от 3 до 15 лет.
В ночь на 10 мая 1946 года банда совершила вооруженное нападение на магазин потребкооперации в деревне Рубеж Мураженского сельсовета. Было похищено товаров на сумму 15 тысяч рублей.
Ночью 13 июня того же года ограблен магазин сельской кооперации в Леошках. Похищены товары на сумму более 45000 рублей. А ночью 23 июня совершено вторичное нападение на магазин в Рубежах. Ущерб — свыше 8700 рублей.
В ночь на 4 июля 1946 года банда в количестве 12 человек совершила вооруженное нападение на местечко Друйск Браславского района. Преступники сожгли три дома, повредили линию телефонной связи, обстреляли группу советских служащих, ограбили ларек лестранхоза, где похитили товаров на сумму более 48000 рублей.
Разумеется, сразу же после освобождения белорусских земель от немецко-фашистских захватчиков проводилось повсеместное восстановление государственных органов власти, правоохранительной системы. Работы у милиции и чекистов был непочатый край.
Убежденные антисоветчики, уголовники, дезертиры, бывшие полицаи, которым пока удавалось избежать справедливого суда, сбивались в обыкновенные жестокие банды. В рядах этого сброда находились и нацисты-аковцы.
Продолжение следует…