Пт. Дек 13th, 2024

Продолжаем публикации о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Но не только о фактах страшных злодеяний немецко-фашистских захватчиков, коллаборационистов, шовинистов Армии Крайовой, подтвержденных многочисленными свидетельскими показаниями, установленных в ходе расследований, доказанных в залах суда, будем вести речь. Сегодняшняя публикация — о справедливом возмездии.

Современное здание Коласовского театра в Витебске — архи­тектурная жемчужина города на Двине, обитель муз и белорусской души. В первые послевоенные годы Белорус­ский драматический театр имени Якуба Коласа размещался в стенах не менее знакового сооружения — в Клубе метал­листов на правом берегу Западной Дви­ны. Здесь в 1941-м фашистская нечисть устроила гетто — одно из чудовищных проявлений геноцида. Но именно в Клу­бе металлистов в 1947-м состоялся судебный процесс над группой нацистских преступников.

Мантия для истории

Из докладной записки заместителя министра иностранных дел СССР Анд­рея Вышинского заместителю пред­седателя Совета Министров СССР Вя­чеславу Молотову от 25 мая 1947 года, с грифом «секретно»:

«Тов. Круглов (министр внутренних дел СССР Сергей Круглов. — Прим. авт.) вносит предложение провести девять открытых судебных процессов в Сева­стополе, Кишиневе, Чернигове, Витеб­ске, Бобруйске, Сталино, Полтаве, Гоме­ле и Новгороде над бывшими военнос­лужащими вражеских армий, виновны­ми в злодеяниях и зверствах в отноше­нии советских граждан.

Контингент лиц, которых предполага­ется предать суду, весьма разнообразен — начиная от генералов и кончая жан­дармами и ефрейторами, лично совер­шавшими расстрелы.

Судя по материалам, представлен­ным тов. Кругловым, следствием собра­ны достаточные данные для проведения указанных выше процессов.

Полагаю, что следует разрешить МВД совместно с Прокуратурой и Министер­ством юстиции организовать эти процес­сы и для руководства подготовкой и про­ведением процессов, по примеру про­шлых аналогичных процессов, создать комиссию под председательством тов. Рычкова Н.М. (министр юстиции СССР. — Прим. авт.) в составе представителей Прокуратуры Союза, МВД и МГБ. Возло­жить на комиссию, помимо организаци­онных мероприятий, также проверку обо­снованности обвинения и окончательное определение состава подсудимых по ка­ждому делу, формулировку предъявляе­мого каждому из них обвинения, а также свидетелей и экспертов».

Эта докладная записка хранится в Российском государственном архи­ве социально-политической истории. Из того же источника узнаем, что тре­мя месяцами позже в письме Молотову Вышинский подтверждает свое мнение о целесообразности проведения в бли­жайшее время открытых судебных про­цессов.

На письме резолюция В. Моло­това:

«1. За открытые процессы (подроб­но в печати).

2. Закрытых процессов не устраивать».

В сентябре 1947 года Вышинский и Круглов письменно извещают о гото­вящихся судебных заседаниях в указан­ных городах председателя Совета Мини­стров СССР Иосифа Сталина:

«Органами МВД СССР в лагерях для военнопленных выявлены военные преступники, совершившие злодея­ния и зверства в отношении советских граждан на временно оккупированной территории СССР, а также на террито­рии Польши, Чехословакии, Югославии, Венгрии и Франции.

МВД СССР собраны достаточные дан­ные для предания суду 136 военных пре­ступников, в том числе 19 генералов, 68 офицеров и 49 солдат. По национально­му составу в числе 136 военных преступников имеется 117 немцев, 13 венгров и 6 румын.

Считаем целесообразным провести открытые судебные процессы по мес­ту совершения преступлений в городах Севастополе, Кишиневе, Чернигове, Ви­тебске, Бобруйске, Сталино, Полтаве, Гомеле и Новгороде.

Для руководства подготовкой и про­ведением процессов, по примеру про­шлых аналогичных процессов, создать комиссию из представителей Министер­ства внутренних дел, Министерства го­сударственной безопасности, Минис­терства юстиции, Прокуратуры, Верхов­ного суда и Министерства иностранных дел СССР

Тов. Молотов В.М. с этими предложе­ниями согласен.

Проект решения представляем на Ва­ше утверждение».

Наконец, в соответствии с Поста­новлением Совета Министров СССР от 10 сентября 1947 года («Совершенно се­кретно. Особая папка») Министерству внутренних дел совместно с Министер­ством государственной безопасности и Прокуратурой СССР предписано про­вести вышеуказанные процессы с под­робным освещением в печати в октяб­ре-декабре 1947 года.

«Поручить Министерству иностран­ных дел СССР (т. Малику), — говорится в постановлении, — сделать представ­ление через соответствующие посоль­ства заинтересованным государствам о возможности передачи им установлен­ных военных преступников, совершив­ших злодеяния на территории этих госу­дарств: Польше — 58, Югославии — 51, Чехословакии — 34, Венгрии — 8, Англии — 6, Франции — 4, всего — 161 человек».

И две подписи: «Председатель Совета Министров Союза ССР И.Сталин, Управ­ляющий делами Совета Министров СССР Я.Чадаев».

Предстояло большое политическое дело международного значения. При всей очевидности и неоспоримости злодеяний нацистов суд над ними дол­жен был пройти безукоризненно, чтобы стать не расправой победителей над по­бежденными, а торжеством справедли­вости высшего порядка, победой исто­рической правды, которой предначер­тано жить в веках.

«Парад позора» для бывалого Фрица

Открытый судебный процесс в Ви­тебске проходил с 29 ноября по 3 дека­бря 1947 года. Военный трибунал судил 9 нацистов, обвиняемых в совершении против советских граждан злодеяний на временно оккупированной территории Витебской области.

На скамье подсудимых — Фриц Виль­гельм Гольвитцер, 1889 года рождения, немец, генерал пехоты, с июня 1943-го до 28 июля 1944 года командовал 53-м армейским корпусом германской армии, был комендантом гарнизона города Ви­тебска;

Клаус Максимилиан Мюллер-Бюлов, 1892 года рождения, немец, гене­рал-майор, бывший командир 246-й пе­хотной дивизии 53-го корпуса;

Альфонс Алойс Хиттер, 1892 года рождения, немец, генерал-лейтенант,
бывший командир 206-й пехотной ди­визии 53-го корпуса;

Ганс Ганс Шмидт, 1899 года рожде­ния, немец, полковник, бывший началь­ник штаба 53-го корпуса;

Гейнрих Роберт Клуге, 1918 года рождения, немец, обер-лейтенант, быв­ший командир роты особого назначения при штабе 53-го корпуса;

Леонхард Хамеринг Буцбах, 1918 года рождения, немец, унтер-офицер 246-й дивизии;

Франц Филипп Вагнер, 1920 года рождения, немец, ефрейтор 246-й ди­визии;

Филипп Антон Адам, 1923 года рожде­ния, немец, ефрейтор 246-й дивизии;

Курт Вили Гюнтер, 1919 года рожде­ния, немец, солдат 246-й дивизии;

а также полковник Ганс Дилльманн, бывший комендант лагерей для воен­нопленных.

По данным Главного управления по делам военнопленных и интернирован­ных МВД СССР, личным составом 206-й и 246-й пехотных дивизий 53-го армей­ского корпуса германской армии, по приказам Гольвитцера, Хиттера и Мюллер-Бюлова на территории Беларуси и Калининской области России произ­водились массовое уничтожение мир­ных жителей и советских военноплен­ных, сожжение, разрушение и ограбле­ние населенных пунктов.

Только в Витебске и его окрестностях по приказу немецко-фашистского командования истреблено не менее 150 тысяч человек, на территории области разрушены и разграблены все колхозы, сожжено и разрушено 60 тысяч жилых домов колхозников, а их имущество уничтожено или расхищено.

Эти злодеяния подтверждены актами Чрезвычайной государственной комис­сии по Витебской области от 26 сентяб­ря 1944 года, показаниями 68 свидете­лей военнопленных и 18 свидетелей — пострадавших и очевидцев из числа со­ветских граждан.

Преступления Гольвитцера под­тверждает также Чрезвычайная государ­ственная комиссия по Ивановской облас­ти, на них указывают показания 12 сви­детелей из числа военнопленных и 49 — мирных граждан.

Сослуживцы Мюллер-Бюлова, а также жительница деревни Ржавка Бешенковичского района В. К. Дашкевич показа­ли, что в начале июня 1944 года в Ржавке немцами было расстреляно 18 мирных жителей и сожжено 30 домов.

Против обвиняемого Хиттера дали свидетельские показания военноплен­ные из состава подчиненных ему частей Оскар Веуман, Рудольф Флак, Курт Хеннеман, Курт Нигов, Курт Пройс, а также пострадавшие и очевидцы — советские граждане, жители деревни Кучино Молодотудского района Калининской об­ласти А.П. Демидова, М.В. Васильев, Н.Ф. Павлов, А.И. Груздева и А.П. Дроз­дова. Соответствующие документы бы­ли представлены на процессе управле­нием Министерства внутренних дел Ива­новской области.

Обвиняемые Клуге, Адам, Буцбах, Вагнер и Гюнтер признались, что прини­мали личное участие в расстрелах мир­ных жителей, сожжении и ограблении населенных пунктов.

Бывший командир роты Клуге пока­зал, что по приказу Шмидта проводились карательные экспедиции против парти­зан и мирного населения: было расстре­ляно и сожжено живьем в домах около 70 человек, а также сожжено около 100 домов в населенных пунктах Алексиничи, Оболь и Стриги Витебской области.

Военный трибунал приговорил Фрица Гольвитцера, Ганса Шмидта, Альфонса Хиттера, Клауса Мюллер-Бюлова, Генри­ха Клуте, Германа Руха, Леонгарда Буцбаха, Курта Гюнтера, Филиппа Адама, Ганса Дилльманна к 25 годам заключе­ния в исправительно-трудовых лагерях каждого.

Личность бывшего коменданта «кре­пости Витебск» (такой статус городу на Двине присвоил бесноватый фюрер) по-своему любопытна. Он прошел Пер­вую мировую войну. В самом начале опе­рации «Багратион», 26 июня 1944 года, взят в плен под Витебском советски­ми войсками, а именно — разведчиком младшим лейтенантом Николаем Яки­мовым из 164-й стрелковой дивизии 39-й армии.

Гольвитцер был одним из пленных немецких генералов, которые 17 июля 1944 года прошли по улицам Москвы как участники «парада позора». Не мо­жет быть к такому человеку никакого снисхождения. Он вошел в историю как убежденный нацист, фашистская не­чисть, черный палач, у которого руки по локоть в крови. Самое опасное в наши дни — героизация подобных личностей. Этого ни в коем случае нельзя допустить.

Один комментарий к “Встать, нацисты! Суд идет”
  1. Российские рядовые теперь уже осознали, что в свою очередь их в совокупности и дополнительно обычных граждан российской федерации околпачивали. В Украине нет граждан, которые притесняют людей остальных национальностей. Солдат отправила вести войну в Украину лживая криминальная команда начальников. Солдаты растолковывают взаправдашнюю обстановку теперь типичным гражданам, затем, чтобы оные знали истину и также отнюдь не поддерживали военные действия, в которой умирают, как армейские, но и мирные граждане.

Добавить комментарий