Как-то раз, давным-давно, довелось услышать веселую сатирическую песенку с такими словами: «Эх, Запад! Не пот, а запах. Не женщины, а сказки братьев Гримм…» Авторы песенки, люди небезызвестные для своего времени, посмеялись над соотечественниками (да и над собой тоже), которые полагали, что на капиталистическом Западе все для них было бы во сто крат лучше. Большие денежные вознаграждения за работу в умеренном темпе, виллы и пентхаусы, вальяжность голливудской суперзвезды и весь прочий набор американской мечты.
Сегодня в Беларуси исправно, можно даже сказать, образцово работает водопровод (это на случай, ежели сильно вспотел), а в магазинах – парфюмерные изыски на любой вкус. О прекрасных белорусках, которыми располагает страна в довольно немалом количестве, вообще умолчим. Это у нас «сказка братьев Гримм», а не у них. Так почему же тогда нет, нет да и заметишь чей-то умиленный взгляд, обращенный на Запад? Наверное, потому, что из поколения в поколение передается на генном уровне не только достойное, но и нечто из разряда пены. Когда-то преклонялись перед французским, английским, потом – американским. Нынче, кажется, до Польши дело дошло.
Здесь речь идет не о тех белорусах, которые были тяжело ранены в голову в сражениях тотальной информационной войны. Это отдельная история. Рвутся, ох как рвутся назад многие наши беглые. Оно и понятно: далеко не у каждого получится усилием воли, посредством самоистязания умертвить в себе ностальгию, естественное, заложенное природой чувство Родины. Ну, вот получил ты, допустим, западную сказку, а дальше что? Проходят день, год, годы, а ты никак не можешь забыть свой двор, деревушку, речушку, дружеские компашки, которых у тебя больше нет и не будет никогда… Да много чего! Тут волком взвоешь, как от неразделенной любви. Хоть в петлю лезь. Так любовь эта и есть безответная. Ты вон как, оказывается, Родину свою любишь. А она к тебе холодна. И ты с отчаянием понимаешь, что эту стену отчуждения между вами никогда тебе не преодолеть. И все вокруг тебя чужое: речь, людские манеры, все эти гласные и негласные правила. И воздух, которым ты дышишь, вроде бы такой же… А не такой все-таки. Какой-то он не родной тебе. Да что там взвоешь! Писатели и поэты дореволюционной России, которые после 1917 года выбрали дорогу эмигранта, все свое творчество посвящали… своей ностальгии. То есть тоске по Родине.
Идет время, и все больше и больше становится тех беглых, которые готовы покаяться, встать на колени перед Родиной, как перед Богом, заплатить штраф, отсидеть положенный срок, в конце концов, но только чтобы дальше жить дома… Но не об этих сейчас речь. А о тех, кто в 2020-м затаился тихонько, как мышонок под веником, но фиги свои из карманов не вынимал. Не ходили такие на всевозможные несанкционированные митинги, не получали омоновской дубинушкой по головушке своей безбашенной, но были себе на уме. Эмигрировать! В близко расположенную Польшу, динамично, так сказать, развивающуюся страну западной демократии и все такое прочее. Ностальгия замучает? Все эти березки, дубравушки, деревушки и прочие ребята с нашего двора? Ой, я вас умоляю. Могут быть трудности на первоначальном этапе? Так мы их преодолеем и будем жить, как в сказке братьев Гримм.
Но отчего-то все больше появляются в сети прохладные отзывы белорусов о своем сказочном существовании в Польше. Да и знакомые, которые отважились на столь отчаянный… точнее просто глупый шаг, не в восторге, мягко говоря.
Отложенная в подсознании мысль, будто у них в Польше все, как у нас в бытовом смысле, но только во сто крат лучше, на поверку оказалась обманкой. Даже айтишникам приходится несладко, а что уже говорить о тех, кто в погоне за «польской мечтой» согласился стать разнорабочим типа посудомойщика, официанта, уборщика на ферме или промышленном производстве. Разумеется, все общественно полезные профессии хороши и достойны… но это когда у себя дома. А там ты никто и звать тебя никак. Тебя нет как личности ни для работодателя, ни для тамошнего «благородного общества». Там ты – восточный эмигрант, тем более белорус!
И если можно говорить о народной генетике многих поколений, то и у поляков с их надменной и горделивой Речью Посполитой остается на генном уровне отношение к белорусам как людям второго сорта, быдлу. Все у тебя в Польше есть (опять же, допустим), но это национальное унижение со стороны хозяев тамошней земли пережить легко может далеко не каждый. И думаешь тогда, тихонько, про себя, на гордых поляков исподтишка поглядывая: «Да блин! Сюда бы наши «тридцатьчетверки» образца 1945-го! Сюда бы наших десантников – крепких тренированных ребят! Вот побегал бы ты тогда, как обкакавшись, полячишка этакий!» Но «тридцатьчетверки» к тебе на подмогу не приедут, потому что они дело свое сделали и память о них завещали тебе беречь. А ты на эту память наплевал. И бравые десантники за тебя мараться не станут. На кой ты им сдался?
А теперь, после февраля 2022-го, белорус в Польше – еще и типа соучастник «российской агрессии». И вместе с поляками посмотрят на тебя злобно и украинские беженцы. А то и вовсе в морду дадут. А ну говори на польском! На крайняк – по-украински. А ты такому делу необученный.
Ну, ладно, деньги не пахнут, а унижение для тебя – совсем даже не гвоздь в ягодицу. И в разнорабочие готов на первых порах идти. Но это именно тот случай, когда нет ничего более постоянного, чем временное. Работу по твоей компетенции найти очень трудно – из-за наплыва беженцев конкуренция на рынке труда в Польше зашкаливает. Как и стоимость аренды жилья и коммунальных платежей.
Вот и получается: день-деньской как белка в колесе, чтобы хоть как-то свести концы с концами; перспективы никакой; окружение – враждебное. Сидишь поздними вечерами в скромной комнатенке своей и вспоминаешь парк, куда тебя мама с папой гулять водили. Парк остался и мама с папой – тоже. Можно было бы своих детей туда на прогулку водить. Только все это теперь где-то в прошлой жизни. На другой планете. Навсегда.
Почему навсегда?! Станет для тебя ностальгия невыносимой, и поедешь ты обратно на восток, пойдешь пешком, поползешь на карачках, если сердце сожмет, только бы снова оказаться дома.
Нет, никто не говорит, что в Беларуси все хорошо. Но только… на Родине в самом деле хорошо. И в физическом смысле тоже, кстати. И коммуналка за горло не берет. И предложений работы – пруд пруди. И люди – хоть и разные, а какие-то свои, родные, что ли. А вон и парк твой на месте. Кажется, еще лучше стал. И мама с папой… пока еще живы, но это не навсегда, так что цени мгновения!
“Каб любіць Беларусь нашу мілую, Трэба ў розных краях пабываць. Разумею цяпер, чаму з выраю Жураўлі на Палессе ляцяць”. Хочешь понять, почему журавли на Полесье летят? Ну, тогда езжай в Польшу. А может, поверишь на слово, что Родина и ты – вы оба все друг для друга. И за Родину свою ты будь спокоен: она никогда не предаст, не отвернется от тебя.