В Незалежной утвердили ценник на откуп от призыва – 200 тысяч гривен. За эту сумму можно без проблем уехать за границу и не попасть на фронт. Но для большинства граждан Украины такие деньги – просто неподъёмные. А значит, спрятаться в Европе от мобилизации в состоянии только богатые, участь остальных предрешена.
С 1 сентября на Украине официально вводится механизм откупа от мобилизации. Чтобы избежать призыва, нужно будет заплатить в бюджет 200 тысяч гривен – и получить возможность свободного выезда за границу, чего сейчас делать военнообязанным Незалежной в возрасте от 18 до 60 лет запрещено.
Но, как нетрудно догадаться по представленному прайсу, для подавляющего большинства украинцев возможности бежать нет. Эта опция доступна только тем богачам, которые не успели уехать из страны до 24 февраля.
Под ружьё всех – и больных, и зэков
Информация, что Украина введёт ограничения на выезд за рубеж для военнообязанных, просочилась ещё в начале февраля: Киев активно готовился к военным действиям, разворачивая свои силы на линии разграничения в Донбассе.
Но в офисе Зеленского, естественно, прекрасно понимали, что Россия ни в коем случае не останется в стороне и не позволит раздавить ополчение ДНР и ЛНР. А потому создавали условия для предстоящей мобилизации.
Точная дата нападения была не определена – или не согласована с западными кураторами, что непринципиально, оттого негласное распоряжение заворачивать на границе всех, кто собирался на фоне циркулировавших в обществе слухов «сделать ноги» и переждать в Европе, глава Погранслужбы Украины Сергей Дейнеко отдал с 20 февраля. Людей стали банально заворачивать прямо на пунктах пропуска обратно – объясняя это то сбоями в базах данных, то какими-то неожиданно возникшими препятствиями в виде неоплаченных штрафов, алиментов и т. д.
Однако утечка, по сути, обеспечила люфт во времени для украинской элиты – олигархов и прочих состоятельных людей (в частности, и депутатов Рады, и других политиков вроде того же Порошенко), чтобы они успели выехать. Остальные к тому времени просто не понимали до конца, что будет дальше.
А 23 февраля Зеленский подписал Указ № 63/2022 «О введении чрезвычайного положения в отдельных регионах Украины», установив особый режим выезда за границу.
А далее последовала всеобщая мобилизация.
И покидать страну запретили всем мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет. На сайте Госпогранслужбы Украины указывается, что нельзя уезжать даже бывшим зэкам, снятым с учёта из-за отбывания наказания, а также «непригодным к военной службе в мирное время» (категория В, она касается, например, тех, у кого есть определённые заболевания).
Сбежать любой ценой: За $10 тысяч – на машине, за $6 тысяч – пешком по лесу
Что за этим последовало? Правильно: повальная коррупция в пунктах пропуска.
Уже в конце февраля – начале марта вблизи западных границ Незалежной (в Закарпатской, Львовской, Черновицкой областях) скопилось огромное количество семей – во главе с мужчинами, не воспылавшими желанием драться на фронте с русскими и решившими переждать в какой-нибудь из стран ЕС.
В интернете тем временем появились чаты, сайты, которые пестрили объявлениями о предоставлении «помощи» по выезду за рубеж.
Украинский политический эксперт Юрий Романенко, допустим, рассказывал в соцсетях, что существуют свои прейскуранты на то, куда и за сколько могут переправить:
Расценки на переход границы для мужчин призывного возраста: Венгрия (со своей машиной) – 10 тысяч долларов, Румыния лесами – 6 тысяч долларов (пешком), Молдавия – 3 тысячи (на лодке).
Взяточничество поставили на поток – иначе нечем объяснить такое большое количество вполне себе здоровых с виду украинских граждан, разъезжающих на очень даже приличных автомобилях по странам Евросоюза.
Но, опять-таки, опция «укатить в Европу», пусть и нелегально, существовала (и продолжает существовать) лишь для тех, у кого есть деньги. У всех остальных выбор скудный: или прятаться от военкоматчиков, или идти умирать за режим Зеленского.
«Я в командировку. Назад не ждите»
По всей видимости, в Киеве, наконец, осознали, что победить не удаётся не только на поля боя, но и внутри своего квазигосударства. И решили пополнить бюджет за счёт платёжеспособных беглецов.
Как сообщил в эфире телемарафона на канале «1+1», принадлежащем олигарху Коломойскому, член комитета по цифровой трансформации Сергей Штепа, с 1 сентября в Незалежной вводится программа под названием «єВідрядження» («ЕстьКомандировка»), суть которой состоит в предоставлении права военнообязанным уезжать из страны за залог в 200 тысяч гривен (328 тысяч рублей, или 5,5 тысячи долларов).
Формально программа подаётся как возможность отправиться в командировку за границу. В реальности – вводится откуп от мобилизации. Чего, к слову, и не скрывают авторы циничного проекта: чиновник уточнил, что если человек не вернётся, эти деньги будут обращены в доход казны.
Таким образом, государство страхуется от массового выезда мужчин за границу. Кроме того, есть ограничение, что срок этой поездки сейчас составляет не более 7 дней,
– рассказал Штепа.
Почему мы назвали проект циничным? Очень просто. Средняя зарплата на Украине сейчас составляет 13,8 тысячи гривен в месяц – при невероятной инфляции, которая, даже по официальным оценкам украинского Нацбанка, до конца года превысит 30 процентов. Цены на продукты там уже выросли более чем на 28 процентов, а реальные доходы населения резко сократились по причине того, что регулятор «отпустил» курс национальной валюты.
Таким образом, утверждённая в Киеве сумма «отмазки» будет попросту неподъёмной для подавляющего большинства украинцев, пока ещё не привлечённых в Вооружённые формирования Украины (ВФУ). А легальная возможность наконец сбежать за рубеж, где можно отсидеться и не стать «грузом 200», предоставляется лишь «привилегированным слоям».
С одной стороны, это как бы мотивированное действие, которое объясняется тем, что когда есть необходимость съездить в командировку, то за счёт залога повышается шанс на возвращение человека из такой поездки. С другой – понятно, что в украинских реалиях это будет использоваться для легализации коррупции. Двести в кассу, ещё триста – мимо кассы,
– считает политолог Ростислав Ищенко, в прошлом украинский дипломат.
И откупиться, согласен он, у многих, конечно же, не получится.
Выходит, Киев абсолютно открыто признал свой народ пушечным мясом: умирать в окопах будут только бедные, а избранным можно этой участи избежать, насыпав денег в карманы руководства укрорейха.