Сотрудники правоохранительных органов проводят на работе дни и ночи, почти не видят семью, однако это не мешает им воспитывать своих сыновьей как мужественных защитников. Личный пример для мальчишек значит больше, чем лекции и наставления. Именно поэтому ребята нередко идут по проторенному отцом пути и тоже выбирают профессию, главная цель которой — стоять на страже порядка и безопасности людей. Так случилось и в семье Букшанковых из Витебска, где в патрульно-постовой службе вслед за отцом оказался и сын. Сергей Иванович и его наследник по погонам Андрей, которые скоро будут отмечать профессиональный праздник День милиции, рассказали о самых ярких моментах милицейских будней, об отношении к работе и кто им обеспечивает надежный тыл.
Династия милиционеров началась с Сергея Букшанкова, которого после срочной службы в армии приглашали на работу в правоохранительные органы. Быть милиционером он не планировал, знаком с профессией был лишь по фильмам, среди которых незыблемым авторитетом пользовался сериал о Глебе Жиглове. У уроженца Смоленской области стоял выбор между Москвой и Витебском. Молодой дембель решил, что белорусский областной центр ближе и удобнее, к тому же здесь жила его двоюродная сестра.
В феврале 1985 года он начала работать в Железнодорожном РОВД Витебска в патрульно-постовом батальоне. Чаще всего приходилось патрулировать улицу Кирова, которая идет от железнодорожного вокзала до моста через Западную Двину, а также район Полоцкого рынка.
«Времена тогда были спокойные, а патруль выходил по одному и без оружия. На этих участках меня и напарника, с которым мы параллельно присматривали за разными улицами, знали практически все. У нас были хорошие наставники в РОВД, учили работать с людьми, налаживать контакты, находить подходы к населению, так что среди горожан у нас были свои, образно говоря, информаторы. С продавцами магазинов, бабушками на лавочках во дворах мы общались постоянно. В те времена самыми распространенными правонарушениями были кражи шапок, особенно меховых. На улице шпана или воришки сбивали головные уборы, уносили, а потом перепродавали. Идешь ты по Кирова, подходишь к бабкам, спрашиваешь, кто что видел, они сразу все выкладывают — когда, как выглядел, сколько их было. Отношение к милиционерам во времена моей молодости было хорошее, нас уважали, никто не задирался, всегда помогали», — поделился Сергей Букшанков, который в милиции проработал почти 25 лет.
Привокзальную площадь в конце 1990-х годов буквально опоясывали ряды ларьков, и сюда к концу рабочего дня стекались и мальчишки чуть ли не со всего города, и любители опрокинуть чарку. На задворках этих торговых объектов что ни вечер происходили пьяные разборки и драки, а нередко и мелкие кражи. Самыми напряженными для постовых были пятничные вечера, когда число уже привычных для них нарушений увеличивалось в разы. К этому еще добавлялись разборки в ресторане, расположенном у самого Кировского моста. Там контингент собирался посолидней — подпольные каратисты и боксеры, занимавшиеся в подвальных «качалках», так что кулачные бои в объекте общепита проходили нешуточные, а порой из помещения выплескивались на прилегающую улицу. А худенькому невысокому Сергею Букшанкову доводилось голыми руками разводить буйных гуляк в разные стороны, требованиям сотруднику в милицейской форме подчинялись все.
Кражи, хищения, драки, бытовые ссоры супругов и знакомых — среди почти одинаковых будней Сергей Букшанков на всю жизнь запомнил самое нетривиальное преступление. Однажды в милицию обратилась перепуганная женщина, которая сообщила, что ее ребенка похитили. Она с коляской, в которой мирно спал ее малыш, подошла к магазину, оставила детский «транспорт» у двери и зашла за покупками. Вышла — коляски с родным дитя нет.
«Мы тогда очень быстро организовали оцепление, на автовокзале задержали все рейсы, чтобы проверить, нет ли в автобусах кого-то с грудничком. Нашли. Оказалось, что ребенка похитила довольно молодая женщина. Свой поступок она объяснила тем, что не может иметь детей, а ей этого очень хотелось, так что на почве нервных переживаний она решила забрать чужого. Малыша вернули родной матери. Нас с напарником поблагодарили, приставили к награде за оперативное раскрытие дела. Тогда в городе об этом случае много говорили, ведь о киднепинге в Витебске и не слыхали еще», — поделился Сергей Букшанков.
Семья молодого милиционера в Витебске жила в служебном общежитии, где все друг друга знали, помогали, собирались вечерами на посиделки и обсуждали последние новости. Сыновья Сергея Букшанкова росли в окружении людей в погонах, а практически весь быт был на супруге и матери Елене, которую уже ветеран милиции называет своей главной силой, источником энергии и музой. Она присматривала за детьми, поддерживала семейный очаг и ни разу и словом не обмолвилась против напряженного рабочего графика мужа. «Это был мой самый надежный тыл — семья, жена, дети. Виделись мы хоть и редко, но супруга никогда не говорила, чтобы я бросил свою работу и нашел другую, поспокойнее. Она всегда меня понимала, и вот уже почти 39 лет, как мы в браке, продолжает поддерживать», — выразил свою признательность глава семейства.
И совсем не удивительно, что в такой атмосфере мужественности и ежедневных подвигов людей в милицейских погонах младший сын Андрей чуть ли не с пеленок определился, кем будет. «Когда у меня спрашивали, кем стану, когда вырасту, я всегда отвечал — как папа, милиционером. Не могу сказать, что у меня не было другого выбора, просто я себя не представлял в другой профессии», — отметил сотрудник Октябрьского РОВД Витебска, который точно так же выбрал патрульно-постовую службу.
Его старший брат в детстве возился с машинами и сейчас занимается автоперевозками, а Андрей готовился к работе в правоохранительных органах. Он занимался спортом, неоднократно становился призером областных и республиканских соревнований, так что в плане физподготовки у него все отлично.
Говоря о работе, милиционер с 9-летним стажем отмечает отличную материально-техническую базу уже родного РОВД. «Я считаю, нам сейчас работать намного проще, чем отцу. У нас есть вся нужная автотехника, мы лучше оснащены, в здании нашего отдела есть все необходимое. Взаимодействие между отделами налажено более оперативное благодаря современным технологиям», — сравнивает условия службы молодой человек.
Старший Букшанков с этим согласен частично. «Верно, у нас в распоряжении было мало машин. Бензина иногда в городе не было, и мы ездили в Городок на АЗС с канистрами, чтобы заправиться на себя и коллег. Привозили топливо, заливали в баки и тогда ехали, кому куда надо. И все же при всем этом мне кажется, что в наше время служилось лучше. Мы с коллегами семьями выезжали на природу, экскурсии, встречали сообща праздники, жили дружнее и сплоченнее. Да, был разгул бандитизма в 1990-е годы, но для нас в работе не было ничего сверхъестественного, простые милицейские будни, справлялись сами, без компьютеров», — поделился воспоминаниями Сергей Букшанков.
За годы службы младший из семьи милиционеров не сталкивался с какими-то громкими делами, которые были на слуху у всего города или страны. В этом он видит несомненный плюс в жизни родного города. И несмотря на довольно размеренный уклад службы, Андрей всегда готов встать на защиту и родных, и граждан, которым нужна помощь милиционера. «Когда понимаешь, что ты на своем месте, у тебя не возникает вопросов, опасная твоя работа или нет. Любой риск и опасности — часть наших будней. За то время, что я проработал в РОВД, я ни дня не пожалел, что пошел по стопам отца», — он твердо уверен в своем выборе и надеется, что впереди у него еще много интересных дел, которые будут решаться максимально мирно.