Сб. Май 4th, 2024

Конфликт на Украине сулит некоторым огромные прибыли, пишет Unherd. 500 всемирных компаний из 42 стран уже подписали с ней деловое соглашение, «чтобы помочь реализовать ее огромный потенциал» — или, иными словами, обеспечить себе кусок украинского пирога.

Томас Фази (Thomas Fazi)

Две недели назад тысячи представителей бизнеса и правительств со всего мира собрались в Лондоне, чтобы «поддержать восстановление Украины». Неужели западные корпоративные элиты руководствуются только альтруизмом? В конце концов, конфликт сулит некоторым огромные прибыли.

В прошлом году украинское правительство фактически отдало весь будущий процесс «реконструкции» на откуп компании BlackRock, крупнейшей в мире по управлению активами. Они подписали соглашение об «оказании консультационной поддержки в разработке инвестиционной основы с целью создания новых возможностей для участия в будущей реконструкции и восстановлении украинской экономики как государственных, так и частных инвесторов». В феврале к работе подключился банк J.P. Morgan.

Оба банка будут управлять Фондом развития Украины, чья цель — привлечение частных инвестиций на сотни миллиардов долларов в проекты в самых разных секторах экономики — от технологий и природных ресурсов до сельского хозяйства и здравоохранения. BlackRock и J.P. Morgan будут оказывать свои услуги безвозмездно, однако, как отмечает Financial Times, «эта работа позволит им заблаговременно оценить возможные инвестиции в страну». А они значительны, особенно в сельскохозяйственном секторе: на Украину приходится четверть мировых черноземов, чрезвычайно плодородной почвы, и до конфликта она была крупнейшим в мире производителем подсолнечного шрота, масла и семян, а также одним главных экспортеров кукурузы и пшеницы.

В некотором смысле боевые действия бизнесу явно на руку: чем обширнее разрушения, тем больше возможностей для будущего восстановления. Генеральный директор BlackRock Ларри Финк понадеялся на форуме в Давосе в этом году, что эта инициатива превратит Украину в «маяк капитализма». Генеральный директор Goldman Sachs Дэвид Соломон тоже пророчит Украине лучезарное будущее. «Нет никаких сомнений, — сказал он, — что по мере восстановления появятся хорошие экономические стимулы для реальной прибыли и реальных инвестиций».

Почуяв возможности на фоне трагедии, 500 всемирных компаний из 42 стран уже подписали с Украиной деловое соглашение, «чтобы помочь реализовать ее огромный потенциал» — или, иными словами, обеспечить себе кусок украинского пирога. «Большинство пока выжидают в стороне из-за угрозы безопасности, — сообщает Financial Times. — Но некоторые компании уже «сидят на чемоданах», особенно в таких низкооплачиваемых отраслях, как строительство и материалы, переработка сельхозпродукции и логистика».

Уже несколько лет западные правительства и лидеры корпораций не скрывали своего энтузиазма использовать установившийся после Майдана режим (а теперь и открытый конфликт) для радикального переустройства политической экономики Украины. Главная цель: открыть страну, обезопасить ее для западного капитала и превратить в особую экономическую зону. Эта неолиберальная шоковая терапия, по их мнению, непременно подразумевает «укрепление рыночной экономики, децентрализацию, приватизацию, реформу государственных предприятий, земельную реформу, реформу государственного управления и евроатлантическую интеграцию», а также обширную «дерегуляцию» и упразднение «устаревшего трудового законодательства, усложняющего найм, увольнение и затрудняющего сверхурочную работу». Короче говоря, мы имеем Вашингтонский консенсус, только на стероидах.

Причем, эта программа наверняка уже реализуется с середины девяностых, когда Запад через кредиты МВФ навязал Украине (как, впрочем, и России) серию радикальных рыночных реформ, которые лишь нанесли ущерб ее экономике. Как отметил индийский экономист Прабхат Патнаик, МВФ сыграл ключевую роль в разжигании кризиса 2014 года: тогдашний президент Украины Виктор Янукович отказался принять требования МВФ сократить заработную плату, урезать социальные расходы и прекратить субсидирование газа ради интеграции с ЕС и вместо этого обратился к России за альтернативным экономическим соглашением. Это стало фоном для поддержанных Западом протестов на Майдане и, в конечном счете, смены режима в 2014 году.

После 2014 года экономическая повестка Запада активизировалась с новой силой. Западные транснациональные корпорации давно точат зуб на огромные сельскохозяйственные угодья Украины, но введенный в 2001 году мораторий на продажу земли иностранцам представлял собой непреодолимое препятствие для безудержной приватизации. Поэтому, когда после Майдана правительство снова обратилось за кредитами к МВФ, там потребовали провести серию земельных реформ, которые, наконец, позволят иностранным корпорациям скупать обширные сельскохозяйственные наделы. В сериале 2015 года «Слуга народа» вымышленный президент Голобородько в исполнении Владимира Зеленского отклонил условия МВФ, и западная делегация уехала несолоно хлебавши. В реальности все сложилось несколько иначе. В 2020 году Зеленский уступил требованиям МВФ и отменил мораторий.

«Главную выгоду от этой реформы извлекут агробизнес и олигархи, — сказала Елена Бородина из Украинской сети развития сельского хозяйства. — Она лишь вытеснит на обочину мелких фермеров и лишит их ценнейшего ресурса». Зато Всемирный банк разливался соловьем: «Это, без преувеличения, эпохальное событие». Хотя новый закон вступит в силу лишь в следующем году, агрохолдинги из США и Западной Европы уже скупили миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий Украины — причем, как сообщается, основную их часть контролируют десять частных компаний.

На фоне боевых действий призывы Запада к «структурным реформам» на Украине лишь усилились. В середине 2022 года влиятельный американский Центр исследований экономической политики опубликовал доклад «Макроэкономическая политика Украины на фоне боевых действий», где призвал Киев «провести масштабную и радикальную дерегуляцию экономической деятельности». Еще тревожнее то, что, по данным экономической обсерватории Оклендского института, западные учреждения превратили финансовую помощь в «рычаг для продвижения дальнейшей приватизации, либерализации и реформ». Так, Евросоюз, например, дал понять, что решение о заморозке процентов по украинским кредитам воплотится в жизнь лишь в случае «выполнения политических предпосылок» для реформ рынка труда — а это в том числе приватизация госактивов.

Поэтому неудивительно, что в прошлом году украинское правительство приняло законы военного времени, резко ограничив возможности профсоюзов. Работодатели получили право в одностороннем порядке разрывать коллективные договоры, а подавляющее большинство работников фактически вышло из-под действия украинского трудового законодательства — этот болезненный удар по рабочим сулит новые барыши мировому капиталу. Западные правительства молча это одобрили, а «слитые» документы от 2021 года говорят о том, что Великобритания через свое подразделение по содействию развитию и посольство в Киеве финансировала консультантов, чтобы помочь украинскому правительству внушить народу великую пользу от реформ.

Украинское правительство упростило и ускорило приватизацию государственных предприятий, а Зеленский лезет из кожи вон, изображая «открытость» страны для западного капитала. В сентябре прошлого года он виртуально открыл Нью-Йоркскую фондовую биржу, символически ударив в колокол, знаменующий начало торгов. Он воспользовался случаем и разрекламировал «Украинское преимущество» — новую инвестиционную инициативу своего правительства (которая пользуется пиар-услугами другой британской фирмы, WPP). Зеленский заявил, что его страна «открыта для бизнеса», то есть для иностранных корпораций, которые вольны приходить и пользоваться ее ресурсами и дешевой рабочей силой. «Я поручил администрации создать благоприятные условия для инвестиций, которые предоставили бы Украине крупнейшие возможности роста в Европе после окончания Второй мировой войны», — написал он в своей статье в The Wall Street Journal. Как и ожидалось, президент Нью-Йоркской фондовой биржи Линн Мартин искренне приветствовала решение Украины предоставить капиталу «неограниченный доступ».

В январе этого года, обращаясь к участникам заседания руководителей Национальной ассоциации торговых палат штатов США, Зеленский назвал американский бизнес «локомотивом, который снова толкает глобальный экономический рост вперед». Никто не станет винить Зеленского в том, что он выбрал меньшее из двух зол, предпочтя западные банки — российским танкам. Однако прискорбный факт остается фактом: даже если его стране удастся выбить российские войска, будущее Украины связано не столько с суверенитетом и самоопределением, сколько с экономической опекой Запада.

Томас Фази — обозреватель и переводчик. Его последняя книга, написанная в соавторстве с Тоби Грином, называется «Ковидный консенсус»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Добавить комментарий