Сб. Апр 27th, 2024
SENSITIVE MATERIAL. THIS IMAGE MAY OFFEND OR DISTURB Demonstrators hold a banner and flares during a protest against a Polish court ruling that almost entirely banned abortion on the 102nd anniversary of Polish women's suffrage, in Warsaw, Poland November 28, 2020. Agencja Gazeta/Adam Stepien/via REUTERS ATTENTION EDITORS - THIS IMAGE WAS PROVIDED BY A THIRD PARTY. POLAND OUT. NO COMMERCIAL OR EDITORIAL SALES IN POLAND.

В Польше вновь активизировались протесты. Причем активизировались настолько, что в выходные полиция в Варшаве снова применила против участников слезоточивый газ. Наблюдатели отмечают: спусковым механизмом уличных акций стал запрет на аборты. А сегодня за очевидной радикализацией протестов явственно просматривается и их основная подоплека — политическая. Массовые выступления по сути отражают глубокий кризис всей польской политической и экономической системы.

Самая крупная акция с участием нескольких тысяч человек собралась в Варшаве. В дополнение к основному лозунгу протеста участники также отмечали ­102-ю годовщину предоставления польским женщинам избирательных прав. «Не для того мы завоевали гражданские права более века назад, чтобы сейчас законодатели отбирали у нас наши человеческие права», — звучало на варшавской демонстрации. Во время движения колонны у Лазенковской дороги произошла стычка с полицией, которая в ответ пустила слезоточивый газ в женщин — в том числе в депутата польского сейма Барбару Новацкую.

Продолжающиеся более месяца протесты против ужесточения запрета на аборты привели к политическому кризису в стране, сообщает Euronews. Однако можно утверждать и то, что эти акции стали отражением глубокого кризиса в польском обществе. Вопрос об абортах рассматривался конституционным судом вскоре после того, как утихли протесты против переизбрания президента Анджея Дуды, который и сам выступал за ужесточение законодательства об абортах. При этом Дуда во втором туре выборов опередил своего оппонента Рафала Тшасковского всего на 2 процента.

Главный редактор журнала Res Publica Nowa Марчин Заборовский полагает, что власти играют с общественным мнением: шумиха вокруг решения Конституционного суда и протесты помогают правительству отвлечь внимание от ситуации с пандемией. К тому же это уже не первая попытка ужесточить законы об абортах. «Не удивлюсь, если они прибегнут к этой же хитрости и теперь», — рассуждает Марчин Заборовский.

Тем более что отвлекать население стоит не только от темы вируса. Недавно польские власти объявили, что с 1 декабря медсестры, акушерки, фельдшеры и врачи из стран, не входящих в ЕС, смогут работать в Польше на упрощенных условиях, без специального разрешения. И тем самым взорвали ситуацию во врачебных кругах.

Президент Высшего медицинского совета Польши профессор Анджей Матыя не скрывает негодования: «Как оправдать чрезмерное облегчение доступа к профессии врача для иностранцев, когда за многие месяцы эпидемии не было сделано ничего, чтобы реально поддержать польских врачей и высвободить резервы в системе здравоохранения Польши?» В открытом письме профессор перечисляет факты безразличия властей к работе медиков: на них повесили бюрократические формальности, зарплату не повышают, без согласия бросают на те или иные участки работы. В результате врачи массово бегут из Польши, а их место занимают люди «из-за границы, чья квалификация не будет должным образом проверена в Польше, даже с точки зрения минимальных стандартов образования в ЕС». Все это несет угрозу жизни и здоровью пациентов, пишет Анджей Матыя.

Добавить комментарий