Пн. Апр 29th, 2024

Преступления против чело­вечности, совершенные не­мецко-фашистскими захват­чиками и их пособниками, не имеют срока давности. Об этих злодеяниях, беспрецедентных по своей жестокости, изощ­ренности и масштабам, нуж­но помнить и говорить всегда, особенно сейчас, когда коллек­тивный Запад нагнетает напря­женность в мире. Не случайно Генеральная прокуратура Республики Беларусь в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида насе­ления нашей страны в годы Ве­ликой Отечественной войны и в послевоенный период.

«Дружины» озверелых убийц

Во время Второй мировой войны так называемая «Армия Крайова» — подпольное воен­ное формирование — действо­вала с 1942-го по 1945 год в за­падной части Беларуси и Украи­ны, в Польше, Литве и подчиня­лась польскому эмигрантско­му правительству. Советские разведывательно-диверсион­ные подразделения, выполняя задания в тылу захватчиков, и партизанские отряды полу­чали сведения о враждебном отношении аковцев к Совет­скому Союзу вплоть до прямо­го сотрудничества с войсками фашистской Германии. В чер­ном списке злодеяний «Армии Крайовой» — убийства совет­ских военнослужащих, звер­ства по отношению к мирному населению. Белорусские кре­стьяне называли аковцев «армiяй катау», то есть «армией па­лачей».

В 1944 году отряды этой «ар­мии изуверов» оказывали со­противление частям Красной Армии, которые освобождали от нацистов западные земли Белорусской Советской Социа­листической Республики. Когда советские войска разоружили аковцев, те перешли на неле­гальное положение и стали про­водить агитацию среди местно­го населения за уклонение от воинской службы, создавали из числа уклонистов диверси­онные подпольные группы. Эти бандформирования соверша­ли вооруженные нападения на государственные учреждения, в своей безграничной ненавис­ти истязали и убивали предста­вителей советской власти.

Один из кадровых аковцев, сумевших избежать разоруже­ния и интернирования, — Иван Иосифович Жук. Он курировал создание вооруженного от­ряда с участием Э. К. Журни, Б. Ф. Кезика, К. О. Петкуна и дру­гих. Банда действовала на тер­ритории Браславского района до января 1947 года. Это форми­рование было низовым в струк­туре «арii катау» и называлось «дружина». Две-три «дружины» (по 12 — 15 бандитов) состав­ляли «плютон». Из нескольких «плютонов» формировался «об­вод».

Поляк Иван Жук возглавлял «плютон». Впоследствии бежал в Польшу. Он родился в дерев­не Кривня Браславского райо­на. В 1937—1938 годах служил в погранотряде Войска поль­ского в звании капрала. Во вре­мя Второй мировой войны со­трудничал с нацистами. В «Ар­мию Крайову» вступил в 1944-м.

Члены вышеназванной «дру­жины» давали присягу на вер­ность организации. На воору­жении имели два ручных пуле­мета, автоматы, винтовки и бое­припасы к ним. После рассе­кречивания ряда документов стали известны некоторые под­робности. Группуконспиративно посещали кураторы — не­кие Тадеуш по кличке Хомонто и Юдынец (или Ядынец), имев­ший кличку Черный. Они были связаны с руководством «обво­да» и приходили откуда-то из- под населенных пунктов Опсы и Видзы, что на Браславщине, а также из Литвы. Члены бан­ды тоже имели клички: Король, Свершт, Росик, Комар, Крюк и другие.

Банда орудует по ночам

В конце декабря 1944 года четверо бандитов, среди ко­торых были Петкун и Кейзик, ворвались ночью в дом сель­ского уполномоченного дерев­ни Леошки Браславского райо­на А. А. Выливко и зверски из­били его прикладами винтовок и плетьми. Так изверги ото­мстили активисту за сотрудничество с советской властью, в частности — за проведение подписки сельчан на государст­венный займ.

В ночь на 1 января 1945 го­да четверо бандитов из этой «дружины» в деревне Глинов ка Быстрымовского сельского Совета автоматными очередя­ми в упор расстреляли предсе­дателя сельсовета А. А. Гродя, который ночевал в доме Дубиловича. В ночь на 21 июля 1945 го­да бандиты под непосред­ственным руководством Жу­ка ворвались в дом председа­теля Урбановского сельсове­та И. Н. Форманицкого. Наци­сты уничтожили находившиеся здесь документы сельсовета, забрали вещи семьи, винтовку председателя и, угрожая ору­жием, увели его в неизвестном направлении. Утром предсе­датель был обнаружен мерт­вым метрах в трехстах от сель­совета. Смерть наступила от ог­нестрельных ранений в голо­ву, шею и спину. Скорее всего, стреляли из автомата. В поме­щении Урбановского сельсове­та бандиты тоже похозяйнича­ли. Шкафы, где хранились до­кументы, были пустыми, в печи находились остатки сожженных бумаг и наглядной агитации. Исчезли настенные часы и те­лефонный аппарат. Инвентарь и мебель были разбиты. В се­мье И. Н. Форманицкого оста­лись без отца трое детей в воз­расте от 3 до 15 лет.

В ночь на 10 мая 1946 года банда совершила вооружен­ное нападение на магазин по­требкооперации в деревне Ру­беж Мураженского сельсовета. Было похищено товаров на сум­му 15 тысяч рублей.

Ночью 13 июня того же го­да ограблен магазин сельской кооперации в Леошках. Похи­щены товары на сумму более 45000 рублей. А ночью 23 ию­ня совершено вторичное на­падение на магазин в Рубежах. Ущерб — свыше 8700 рублей.

В ночь на 4 июля 1946 года банда в количестве 12 человек совершила вооруженное напа­дение на местечко Друйск Брас­лавского района. Преступники сожгли три дома, повредили ли­нию телефонной связи, обстре­ляли группу советских служа­щих, ограбили ларек лестранхоза, где похитили товаров на сумму более 48000 рублей.

Разумеется, сразу же после освобождения белорусских зе­мель от немецко-фашистских захватчиков проводилось по­всеместное восстановление го­сударственных органов власти, правоохранительной системы. Работы у милиции и чекистов был непочатый край.

Убежденные антисоветчики, уголовники, дезертиры, быв­шие полицаи, которым пока уда­валось избежать справедливо­го суда, сбивались в обыкно­венные жестокие банды. В ря­дах этого сброда находились и нацисты-аковцы.

Продолжение следует…

Добавить комментарий