Пн. Апр 29th, 2024

Обыкновенный сброд нацистов

В 1946 году на территории Браславского района сотруд­никами управления Министер­ства государственной безо­пасности по Полоцкой обла­сти была обезврежена группа «арми катау», которая участво­вала в вооруженном нападе­нии на учреждения в местечке Опса. Были арестованы участ­ники бандформирования — эт­нические поляки, жители Вид- зовского района: Вацлав Иоси­фович Конюшевский по кличке Брук, 1925 года рождения; Ста­нислав Петрович Конюшевский (Камень, 1928 года рождения); Каликст Устинович Лисовский (Куля, 1911 года рождения); Владимир Петрович Кравцевич (Яскулка, 1911 года рождения).

По архивным данным, Кравцевич состоял в рядах 24-й польской бригады. После ее разоружения бойцами Крас­ной Армии находился в лагере для интернированных в Калуге. В июне 1945 года прибыл в де­ревню Мушикли Видзовского района и стал членом бандфор­мирования.

Вот некоторые эпизоды чер­ных дел этих нацистов. В ночь с 20 на 21 июня банда соверши­ла вооруженный налет на почто­вое отделение в местечке Опса. Преступники убили фельдъ­егеря Браславского пункта спецсвязи Петра Мироновича Пескарского, 1912 года рожде­ния. Смерть наступила в ре­зультате огнестрельного ра­нения в голову. На теле убито­го были многочисленные, в том числе сквозные, огнестрельные ранения конечностей.

В ту же ночь был обстрелян дом председателя Опсовского сельсовета Михаила Пальчевского. При осмотре установле­но, что стреляли с улицы через окно из автомата советского производства. На мебели и ком­натной перегородке обнаруже­но не менее 8 пулевых отвер­стий. Кроме того, в дом была брошена граната марки «Ф-1», которая не взорвалась. С января по март 1945 года сотрудники Плисского район­ного отдела Министерства вну­тренних дел ликвидировали ан­тисоветские вооруженные на­ционалистические формиро­вания, которые действовали в Плисском и смежных райо­нах тогдашней Полоцкой об­ласти. Эти банды условно име­новались по названию насе­ленных пунктов, откуда соби­рались нелегалы: «марковцы», «протасовцы», «усовцы» и так далее. Наиболее известной была банда под руководством Леона Дорошкевича (был убит) в количестве не менее 30 чело­век. Чаще всего банда базиро­валась в так называемом Бортниковском лесу.

Основу бандформирования составляли враждебно на­строенные к советской вла­сти польские националисты, уклонившиеся от службы в Красной Армии. По словам задержанных бандитов, Дорошкевич говорил, что поможет нелегалам войти в состав польской армии. Он призывал до­бывать оружие, нападая на представителей советской власти.

Вот некоторые сведения из черного списка дел нацистов Дорошкевича.

В ночь на 22 сентября 1944 года бандиты, выломав окно, проникли в помещение Драбовского сельсовета Плисского района, в котором захва­тили 6 винтовок и печати Драбовского почтового отделения.

13 октября того же года око­ло 20 головорезов устроили засаду на сотрудника милиции Плисского районного отдела МВД П. А. Крота, который кон­воировал задержанного участ­ника банды Боровика. На до­роге возле деревни Усово они открыли стрельбу по подводе и смертельно ранили в голову милиционера, а задержанного освободили. У убитого сотруд­ника забрали ботинки, автомат и поясной ремень.

2 ноября бандиты убили со­трудника милиции Плисского районного отдела МВД Бесмана, который конвоировал де­зертира в Усовский сельсовет.

В ночь на 3 ноября бандиты с участием Дорошкевича в де­ревне Соино захватили предсе­дателя Стрельцовского сель­совета Плисского района Ни­колая Косатого. На дороге в сторону деревни Черневичи из­верги по приказу Дорошкевича выстрелами из автоматов и винтовок убили председате­ля сельсовета, сняли с него са­поги и пальто.

Поздним вечером 5 ноября 1944 года бандиты устроили засаду на дороге близ дерев­ни Драбовщина. Они обстреля­ли подводу, в результате чего погибли ехавшие на ней участ­ковый уполномоченный Вла­димир Пирог и боец местного формирования Плисского рай­онного отдела МВД Станислав Струй. Бандиты сняли с них об­мундирование, забрали ору­жие. Тяжело раненному пред­седателю Драбовского сельсо­вета Коляге и его заместителю, которые также ехали на подво­де, удалось спастись…

Не все «катауцы», не все на­цисты были в свое время ра­зоблачены и преданы спра­ведливому суду. Установить их имена, а если они еще живы, то и привлечь к ответственно­сти, ибо срока давности их преступлениям нет и быть не мо­жет, — вопрос святого возмез­дия, исторической справедли­вости, недопущения новой на­цистской угрозы.

Добавить комментарий