Обыкновенный сброд нацистов
В 1946 году на территории Браславского района сотрудниками управления Министерства государственной безопасности по Полоцкой области была обезврежена группа «арми катау», которая участвовала в вооруженном нападении на учреждения в местечке Опса. Были арестованы участники бандформирования — этнические поляки, жители Вид- зовского района: Вацлав Иосифович Конюшевский по кличке Брук, 1925 года рождения; Станислав Петрович Конюшевский (Камень, 1928 года рождения); Каликст Устинович Лисовский (Куля, 1911 года рождения); Владимир Петрович Кравцевич (Яскулка, 1911 года рождения).
По архивным данным, Кравцевич состоял в рядах 24-й польской бригады. После ее разоружения бойцами Красной Армии находился в лагере для интернированных в Калуге. В июне 1945 года прибыл в деревню Мушикли Видзовского района и стал членом бандформирования.
Вот некоторые эпизоды черных дел этих нацистов. В ночь с 20 на 21 июня банда совершила вооруженный налет на почтовое отделение в местечке Опса. Преступники убили фельдъегеря Браславского пункта спецсвязи Петра Мироновича Пескарского, 1912 года рождения. Смерть наступила в результате огнестрельного ранения в голову. На теле убитого были многочисленные, в том числе сквозные, огнестрельные ранения конечностей.
В ту же ночь был обстрелян дом председателя Опсовского сельсовета Михаила Пальчевского. При осмотре установлено, что стреляли с улицы через окно из автомата советского производства. На мебели и комнатной перегородке обнаружено не менее 8 пулевых отверстий. Кроме того, в дом была брошена граната марки «Ф-1», которая не взорвалась. С января по март 1945 года сотрудники Плисского районного отдела Министерства внутренних дел ликвидировали антисоветские вооруженные националистические формирования, которые действовали в Плисском и смежных районах тогдашней Полоцкой области. Эти банды условно именовались по названию населенных пунктов, откуда собирались нелегалы: «марковцы», «протасовцы», «усовцы» и так далее. Наиболее известной была банда под руководством Леона Дорошкевича (был убит) в количестве не менее 30 человек. Чаще всего банда базировалась в так называемом Бортниковском лесу.
Основу бандформирования составляли враждебно настроенные к советской власти польские националисты, уклонившиеся от службы в Красной Армии. По словам задержанных бандитов, Дорошкевич говорил, что поможет нелегалам войти в состав польской армии. Он призывал добывать оружие, нападая на представителей советской власти.
Вот некоторые сведения из черного списка дел нацистов Дорошкевича.
В ночь на 22 сентября 1944 года бандиты, выломав окно, проникли в помещение Драбовского сельсовета Плисского района, в котором захватили 6 винтовок и печати Драбовского почтового отделения.
13 октября того же года около 20 головорезов устроили засаду на сотрудника милиции Плисского районного отдела МВД П. А. Крота, который конвоировал задержанного участника банды Боровика. На дороге возле деревни Усово они открыли стрельбу по подводе и смертельно ранили в голову милиционера, а задержанного освободили. У убитого сотрудника забрали ботинки, автомат и поясной ремень.
2 ноября бандиты убили сотрудника милиции Плисского районного отдела МВД Бесмана, который конвоировал дезертира в Усовский сельсовет.
В ночь на 3 ноября бандиты с участием Дорошкевича в деревне Соино захватили председателя Стрельцовского сельсовета Плисского района Николая Косатого. На дороге в сторону деревни Черневичи изверги по приказу Дорошкевича выстрелами из автоматов и винтовок убили председателя сельсовета, сняли с него сапоги и пальто.
Поздним вечером 5 ноября 1944 года бандиты устроили засаду на дороге близ деревни Драбовщина. Они обстреляли подводу, в результате чего погибли ехавшие на ней участковый уполномоченный Владимир Пирог и боец местного формирования Плисского районного отдела МВД Станислав Струй. Бандиты сняли с них обмундирование, забрали оружие. Тяжело раненному председателю Драбовского сельсовета Коляге и его заместителю, которые также ехали на подводе, удалось спастись…
Не все «катауцы», не все нацисты были в свое время разоблачены и преданы справедливому суду. Установить их имена, а если они еще живы, то и привлечь к ответственности, ибо срока давности их преступлениям нет и быть не может, — вопрос святого возмездия, исторической справедливости, недопущения новой нацистской угрозы.