Вс. Май 19th, 2024

«Здравствуйте, это служба безопасности банка», «Подозрительные операции по вашему счету», «От вашего имени поступила заявка на кредит», «Ваш сын попал в беду» — редкий человек не получал телефонные звонки подобного содержания. Эксперты рассказали «МК» о новых схемах «разводки» и дали советы, как им противостоять.

Как сейчас выглядят главные схемы «разводок»

Самое важное, что приходится учитывать в 2023 году: прежние методы выявления телефонных и интернет-мошенников не обязательно работают. Специфический говор и просторечие вроде «я с отдела безопасности старший следователь» — не обязательно будет присутствовать у звонящего. Фамилия, имя и отчество мнимого «капитана юстиции Козлова» могут быть вполне реальными, «пробиваемыми» по официальным сайтам ведомств. Наконец, мошенникам могут быть известны о вас некоторые подробности, которых не найдешь в открытом доступе, — на то и профессионалы.

Впрочем — возможно, к счастью — сами принципы и основные «сюжетные пружины» мошеннических схем остаются прежними (потому что именно они и помогают выманить деньги, персональные данные или коды доступа к онлайн-банкам). А значит — вполне можно, сжав волю в кулак и не поддаваясь эмоциям, распознать и должным образом встретить аферистов. К чему и нужно стремиться.

Вложите ваши денежки

Самых популярных способов обмана — три. Первый: предложение заработать, перепродавая акции на бирже. Жертву заверяют, что до этого она жила в нищете, занимаясь рабским трудом. А вот теперь, тратя в день по 15–20 минут, можно сколотить миллионы.

Жертве предлагают открыть личный торговый счет и положить на него некоторую сумму. С самого начала аферисты специально запрашивают не очень много, 100–150 долларов. Дескать, посмотрите, сколько станете зарабатывать, а потом решите, продолжать вам торговать на бирже или нет.

После того как жертва кладет деньги на совершенно посторонний счет, мошенники просят прислать им скрин чека об отправке средств на Whatsapp или в другой мессенджер. Убедившись, что жертва действительно отправила деньги, мошенники «рисуют» ее в так называемом «личном кабинете».

— Очень много с Украины звонят, — говорит адвокат по уголовным делам Вадим Макшаев. — Наши тоже «работают», но они в явном меньшинстве.

Как рассказал на условиях анонимности сотрудник спецслужб, в одном только Днепре (бывший Днепропетровск) работают до тысячи мошеннических кол-центров. Есть подобные конторы в Киеве и Харькове, поскольку жители этих городов тоже хорошо владеют русским.

Тем не менее у мошенников есть серьезный минус — говорок-то не скроешь. Поэтому даже удивительно, что россияне не всегда понимают, кто им звонит. Москвичи или питерцы, от лица которых обычно говорят злоумышленники, уж точно не будут хэкать, ошибаться в ударениях (средствА) и склонениях (договорА), а еще не станут «наводить примеры» и «так же само», сообщать клиенту «ЗА его счет» (вместо «о проблемах со счетом»).

«Фиксирую информацию», «я вас услышал», «пластиковые продукты» (так аферисты почему-то называют банковские карты), «сегрегированный счет» — эти фразы прописаны в так называемом скрипте, алгоритме, по которому работают мошенники.

Такие совсем не русские словечки и обороты вылетают из ртов «звонилок» как из рога изобилия. 90 процентов мошенников допускают эти ошибки. Остальные десять «палятся», как только «жертва» начинает припирать их к стенке — например, просит назвать адрес офиса или реку, на которой находится Пресненская набережная. (Аферисты любят говорить, что сидят в «Москва-Сити», на Пресненской набережной.) А уж назвать, в каком крыле башни «Федерация» располагается их контора, задача для аферистов совсем непосильная.

— Мало кто из мошенников умен, образован и опытен. В основном в кол-центрах «трудится» молодежь 20–25 лет. Им главное — хорошо «работать языком», не давая «клиенту» очухаться, — рассказывает москвич Михаил, несколько месяцев изучавший схему обмана. — Однажды мне попалась совсем юная аферистка — возможно, даже школьница, и я решил «развести» ее саму. Сказал, что отправил 15 тысяч рублей, и послал скрин поддельного чека, практически неотличимого от настоящего. Через несколько минут в моем «личном кабинете» отобразилась сумма в 150 долларов. О чем это говорит? О том, что мошенники сами пишут любые цифры. Захотят — нарисуют хоть миллион. Деньги же на самом деле уходят совсем в другое место.

Добавить комментарий