Пт. Апр 26th, 2024

Мы продолжаем публикации о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков и их пособников во время Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы, когда военнослужащие Красной (с ноября 1946-го – Советской) армии и сотрудники правоохранительных органов очищали нашу землю от недобитых власовцев, бандеровцев, «аковцев» (солдаты, входившие в состав армии Крайовой) и прочей «лесной братвы».

Война обнажает сущность людей. «Событие, противное человеческому разуму», как точно сказал о войне Лев Толстой, спускает с цепи тех, чье дьявольское нутро было скрыто в условиях мирной поры. Двуногий же зверь, подогретый идеологией фашизма, предела в своих изощренных бесчинствах не знает вообще. Государственные архивы свидетельствуют, что страшные преступления на временно оккупированной советской территории совершали не только всякого рода эсэсовцы, гестаповцы, полицейские подразделения и отряды коллаборационистов, но и военнослужащие обычных частей гитлеровского вермахта.

В сборнике документов восьми государственных архивов Российской Федерации, изданном в 2020 году, приведены документальные факты преступлений нацистов на захваченных ими землях РСФСР, Белорусской, Молдавской, Украинской, Латвийской, Литовской и Эстонской Советских Социалистических Республик. Документы в те далекие годы имели гриф «Совершенно секретно».

Совершенно несекретно: знать положено всем

Начальник 1-го управления НКВД СССР П.М. Фитин в спецсообщении секретарю ЦК ВКП (б) А. С. Щербакову от 13 сентября 1941 года указывает, что, по данным НКВД Белорусской ССР, немецкие власти на оккупированной территории организовывают местные органы управления. Основной опорой немецких фашистов является кулацко-бандитский элемент. Немецкие власти творят «неслыханные, чудовищные зверства над мирным населением. Озверелые фашисты врываются в дома советских граждан, грабят их имущество, насилуют женщин и девушек, убивают стариков и детей».

В одной из деревень неподалеку от Жлобина Гомельской области «немецкий солдат застрелил девочку за то, что она, целуя его ноги, просила, чтобы немцы не забирали последнюю корову…»

Там же, на Гомельщине, в деревне Полянка Житковичского района фашисты расстреляли четверых учащихся ремесленного училища за то, что подростки положительно отзывались о Красной армии.

Военнослужащие регулярных частей вермахта, указано в сообщении, обходят дворы колхозников, требуют яйца и масло. Солдаты продовольственных обозов изымают у крестьян хлеб, одежду, скот, применяя при изъятии физическую силу. Работницу колхоза имени С. М. Кирова Домановичского района тогдашней Полесской области немцы избили до полусмерти прикладами за то, что просила оставить для ее детей хотя бы немного хлеба.

В Бресте на футбольном поле немцы демонстративно расстреляли более 200 человек, в числе которых было много женщин и детей… В Пинске в течение августа 1941 года оккупанты расстреляли около 10 тысяч евреев в возрасте от 12 лет и старше… В Ганцевичском районе Брестской области карательный отряд уничтожил свыше 400 человек еврейской национальности… А на этом фоне в селах Кобринского района украинские националисты при поддержке оккупационной власти расклеивают листовки «За самостийную Украину», подписанные «известным националистом, агентом немецкой разведки Бандерой».

Подобные сообщения, составленные в течение всего периода оккупации и в первые месяцы после освобождения нашей земли, касаются всех уголков Беларуси. О страшных преступлениях фашистов на Витебщине мы узнаём из аналогичных архивных документов.

Добавить комментарий