Члены правления и молодежное крыло Витебского областного отделения общественной организации «Белорусский союз женщин» посетили Витебский зоопарк, где оказали помощь в уборке территории и передали еду и помощь для медвежонка по имени Добрыня.
В Витебский зоопарк в феврале прибыло косолапое пополнение. Директор зоопарка Ирина Орлова рассказала, откуда прибыли медвежата-двойняшки и куда уже удалось пристроить бурую девочку.
Лесники случайно обнаружили медвежью берлогу в суражских лесах, когда разрабатывали делянку. Медведица, услышав человеческие голоса, словно выросла из-под земли, от неожиданности и испуга все разбежались в стороны. Позже в берлоге работники леса увидели мохнатых несмышленышей. Шанса, что косолапая мама вернется, не оставалось, и двойняшек (мальчика и девочку) передали в витебский дом зверей.
«Несмотря на расхожее мнение, что в дикой природе у самок силен материнский инстинкт, у медведиц он запускается, только когда самки выводят свое потомство из берлоги. До этого все естественные процессы происходят на автомате и, условно говоря, в полудреме — у медведиц детеныши появляются на свет зимой во время спячки, так что у косолапой мамы должно наступить полное осознание, кто с ней рядом. Как только все семейство покидает место зимовки, включается сигнал защиты медвежат. И любого, кто приближается к малышам ближе 10 метров, ждет незавидная участь. Если же медведицу что-то потревожило раньше этого момента, например, собачий лай в деревне, если берлогу косолапая устроила неподалеку от человеческого поселения, то самка почти со стопроцентной вероятностью не вернется, обрекая медвежат на гибель от холода, голода или зубов других хищников, для которых детеныши становятся легкой добычей», — пояснила Ирина Орлова.
Малышам, судя по всему, было не больше полутора месяцев. Двойняшки были слабенькими, так как несколько дней находились одни. Их сразу начали выхаживать, учить есть, пить смесь молока и сливок из бутылочки через соску. Девочку назвали Ягодкой, вчера ее забрали в Могилевский зоопарк, где у медведицы будет большой и просторный дом.
Медвежонок Добрыня пока остался в Витебске. В ближайшие пару месяцев ему также желательно найти новый дом и заботливые руки. «К трехмесячному возрасту медвежата уже привыкают к конкретному человеку. Если их разлучить с новой «мамой», то для них это будет сильный стресс, малыши могут отказываться от пищи, которую приносит чужой человек. Мы надеемся, что и Добрыня обретет свой дом», — добавила Ирина Орлова.
Руководство зоопарка рассматривает все варианты и любой исход, в том числе тот, по которому симпатичный мишка с белым пушистым «ожерельем» останется в Витебске. Имеющийся медвежий вольер придется расширять, строить еще одну берлогу, а для зоопарка еще один хищник и новое строительство — непростое бремя. Прочный вольер, который выдержит двухлетних медведиц Дуню и Глашу (эти бурые сестрички сейчас живут в зоопарке), строили всем миром — вклад внесли жители города, организации, предприятия. Если учесть, что сюда регулярно привозят «на реабилитацию» найденных в дикой природе животных, непредвиденные траты есть постоянно.
Также Ирина Орлова рассказала, что в сети нередко появляются фейки о плачевном состоянии зоопарка, якобы животные обитают в весьма стесненных условиях. Она подчеркнула, что и на корм, и на ремонт вольеров здесь зарабатывают сами, плюс посильную благотворительную помощь оказывают неравнодушные жители и организации.
«В аккаунтах в соцсетях чего только о нас не выдумывают, но мы объясняем, что своих четвероногих детей мы любим, бережем, кормим хорошо. Зоопарк стал своеобразным приютом для диких животных, которые пострадали от рук человека. Некоторые предлагают нам передать косолапых в центр реабилитации медведей в России. Однако следует понимать, что медвежата с мамой в природе находятся около двух лет. За это время она учит их находить пищу, показывает, как выбрать место и обустроить берлогу. После этого возраста медвежата становятся полностью самостоятельными, крепкими и сильными хищниками. В центре реабилитации возможности научить медвежат выживать в дикой природе нет, поэтому перед спячкой 10-11-месячных медведей выпускают в лес. В таком возрасте они еще достаточно уязвимы, и рядом нет мамы, которая могла бы защитить их от крупных хищников, помочь им перезимовать в берлоге, поэтому часть таких медвежат не доживает до весны. Большинство из них гибнет либо становится легким трофеем для охотников», — разъяснила собеседница.
Что касается Добрыни, то малыш только учится ходить, больше ползает и требовательно просится на ручки. Пока его характер не проявился, ведь в новой семье живет всего несколько дней. Он немного интересуется игрушками, пытается трогать их лапой, но основной режим состоит из сна и кормления. За раз съедает по 120 г молочно-сливочной смеси, питается каждые три часа — практически как новорожденный ребенок.