С начала недели в Польше набирают силу протесты. Требования к правительству звучат жестко, иногда с использованием ненормативной лексики – люди возмущены как уровнем жизни, так и лицемерием политиков. Премьер-министр Польши Моравецкий в свое время как мог подливал масло в огонь белорусских протестов.
С запада перенесемся на север от Беларуси. Литва. Там партийная коалиция, которая яростно критикует Белорусскую АЭС, не смогла удержать контроль над Сеймом. А на юге – в Украине – сокрушительное поражение потерпела партия власти, у которой одноименное с сериалом название – «Слуга народа». Так вот, новый сезон получился для Зеленского совсем не рейтинговым. У него был большой лимит доверия на старте, который растворился и испарился. На местных выборах «слуги народа» потеряли регионы – им не удалось одержать победу ни в одном крупном городе, ни в одном областном центре не провели своих кандидатов в мэры.
Такого количества протестующих Польша не видела сорок лет. Тогда, в 80-х, профсоюзная “Солидарность” началась с повышения цен на продукты питания, сегодня поляков вынудил выйти на улицу закон, практически запрещающий в стране прерывание беременности. Но и цены тогда и аборты сейчас – это лишь поводы для массового недовольства происходящим в республике.
На протестных плакатах неприличные слова и такие же картинки. В большинстве своём они обращены к правящей партии. Главный антигерой народных протестов – Ярослав Качинский, лидер и основатель партии “Право и Справедливость” и его однопартийцы – президент Польши Анджей Дуда и премьер-министр Матеуш Моравецкий. В 2015 году их консервативная партия на фоне мирового экономического кризиса и растущего евроскептицизма в ЕС опередила соперников и даже сумела создать правительство большинства. Но за пять лет, судя по претензиям общества, растеряла это доверие. Победа Анджея Дуды на минувших президентских выборах с преимуществом всего в два с половиной процента позволило ему остаться на этом посту, но буквально расколола страну пополам.
Сегодняшняя улица – это не только женщины. Это студенты, предприниматели, врачи, аграрии. Польские крестьяне – одни из самых активных участников протестов. Они продолжают торпедировать закон о защите животных, который пытается провести правящая партия. По словам фермеров, его положения сделают производство сельхозпродукции дороже, что просто разорит многие хозяйства. А бюджет трещит по швам. Но пока власть наоборот идёт в атаку. Качинский и Моравецкий называют демонстрантов варварами и агрессорами, посылают сотни полицейских на разгоны, грозятся ещё жёстче отвечать на протесты и уже мобилизуют в помощь полицейским военные подразделения. И по-прежнему используют тактику переключить информационные потоки с внутренних проблем на внешние.
Литва – ещё одна страна Евросоюза, где, по мнению наблюдателей, политические элиты чересчур увлеклись внешними стратегиями в условиях затяжных экономических и социальных проблем внутри страны. ВВП на одного жителя Литвы остаётся на уровне 65 процентов от среднеевропейского, продолжается отток рабочей силы, остро стоит проблема развития регионов, литовцы не хотят жить в своей глубинке, ухудшились политические отношения с Беларусью, одним из ближайших соседей. На фоне этих факторов состоялись парламентские выборы. Главный показатель интереса избирателей к ним – явка. 38 процентов. Выборы выиграли консерваторы, партия нынешнего премьер-министра Литвы Сквернялиса оказалась на втором месте.
Украина. Явка на выборах мэров и местных органов власти почти как в Литве – 37 процентов, на 10 пунктов меньше, чем в прошлый раз. Интерес к выборам падает. Но главные цифры другие – сокрушительное поражение терпит партия Зеленского. В крупнейших городах Украины “Слуги Народа” не смогли выиграть у действующих мэров и их сторонников. После ошеломительных побед на президентских и парламентских выборах это – свидетельство утраты доверия со стороны избирателей.
Одна из главных не решаемых проблем – коррупция. На этой неделе вопрос вышел за пределы страны, после того как Конституционный суд Украины признал незаконной ответственность за недостоверную информацию в декларациях. То есть по сути разрешил чиновникам вписывать в эти документы неправду.
Пока здание суда осаждали протестующие, а Владимир Зеленский созывал по этому поводу Совет Безопасности, из Брюсселя в Киев пришёл чёткий сигнал: если в ближайшее время конституционный кризис не будет урегулирован, Украина может потерять не только финансовую помощь, но и безвизовый режим с Европейским союзом.