Пт. Апр 26th, 2024
Враги народа

Инициирован новый процесс против бывшего заместителя управляющего Айгара Печакса, отстранен от должности на время «дисциплинарного дела» директор департамента развития инфраструктуры Иво Дубкевич. Зашаталось кресло и под управляющим порта Ансисом Зелтиньшем.

Однако все эти потуги заставляют вспомнить пословицу «Снявши голову, по волосам не плачут»: оттесняя самоуправления от власти в портах, коалиционные партии надеялись оседлать денежные потоки, а потоки оскудевают не по дням, а по часам.

Взыскать миллион с Логинова

Напомним, нынешний управляющий Рижского свободного порта Ансис Зелтиньш сменил на этом посту бывалого моряка Леонида Логинова, поднявшего оборот порта с 7,5 до 41 миллиона тонн в год. Логинов был прежде всего профессионалом. Поэтому разные власти в Рижской думе и министерстве сообщения, ранее делившие посты в правлении порта пополам, хотя и пытались посягать на авторитет, так и не смогли его уволить. Он ушел по собственному желанию в марте 2017 года.

Именно в тот момент против Логинова и его заместителя Печакса с подачи Госконтроля был инициирован уголовный процесс за «злонамеренное использование служебного положения», выразившееся в основном в выплатах премий сотрудникам (вызвавших «тяжелые последствия»), а также в «самовольных» пожертвованиях со стороны порта Лиепайскому морскому колледжу (190 тысяч латов за 2009-2013 годы, или 270 345 евро) и на Международной ассоциации портов помощь пострадавшим от цунами портам Японии (10 тысяч долларов, или 9041 евро).

Госконтроль также инкриминировал Логинову, что порт «подарил» какому-то предприятию склад и заказывал на стороне работы, которые мог бы выполнить своими силами, и считал, что взыскать с управляющего надо никак не меньше миллиона евро.

Прокуратура в суде уменьшила требования к обвиняемым до 856 961 евро, а также хотела наказать их штрафом (120 минимальных зарплат, 45 600 и 90 минимальных зарплат, 34 200 евро соответственно) и запретом занимать должности в государственном управлении.

При первом слушании Рижский окружной суд 19 сентября 2017 года удовлетворил иск прокуратуры, но Верховный суд это решение отменил и 29 марта 2018 года отправил дело на пересмотр в другом составе. Повторные слушания привели к тому, что обоснованность взыскания «незаконно потраченных средств» Апелляционный суд 4 июня сего года вообще не признал, но штрафы за «злонамеренное использование служебного положения» оставил в силе, уменьшив до 38 700 и 32 250 евро соответственно.

Запрет на должности Логинову установили в 3 года и 3 месяца, Печаксу – в 2 года и 7 месяцев, что применительно к людям пенсионного возраста можно расценивать скорее как моральный урон.

Тем более что в ноябре 2018 года Айгарс Печакс стал жертвой нападения группы неизвестных, ворвавшихся к нему домой и избивших до потери сознания. Кстати, виновные в этом преступлении так и не установлены: с реальными уголовными расследованиями у латвийской полиции ладится гораздо хуже, чем с так называемыми экономическими.

Взыскать миллион с Печакса

Не отметившись достижениями в поиске налетчиков, покалечивших Айгара Печакса, Госполиция продолжила начатое аж в сентябре 2016 года расследование в отношении его самого по статье 319, п. 3 Уголовного закона – «Неисполнение обязанностей государственного должностного лица, повлекшее тяжкие последствия».

Бывшему заместителю управляющего порта вменяют плохой контроль за исполнением инфраструктурного проекта на Русском острове (Krievu salа) в отсутствие его патрона Леонида Логинова на рабочем месте.

По мнению управления борьбы с экономическими преступлениями Главного управления Госполиции, при реализации проекта «Перенос портовой деятельности из центра города на Русский остров» действия должностного лица с 17 февраля 2006 года по 14 мая 2012 года привели к тяжелым последствиям конкретно 11 августа 2015-го. «Государству нанесен ущерб в размере 1 012 467,00 евро. Доказательства вины подозреваемого установлены», — указала полиция, в сентябре сего года передавая дело в прокуратуру.

Примечательно, что самый крупный в истории порта (75,8 миллиона евро) проект развития инфраструктуры Русского острова министерство финансов еще пару лет назад и спустя три года после «тяжелых последствий» 2015 года считало самым успешным из структурных проектов, профинансированных Евросоюзом в 2014–2020 годах.

«Средства Фонда выравнивания освоены в полном объеме, – констатировал Минфин. – Чего не скажешь о таких крупных проектах, как электрификация Латвийской железной дороги (439,7 миллиона евро, из них 318,6 миллиона из Фонда выравнивания), рижский трамвай или вторая очередь строительства корпуса А Рижской университетской клинической больницы имени Страдыня».

18 миллионов с Дубкевича

Несколько часов на прошлой неделе длилось заседание правления Рижского свободного порта, на котором обсуждалось заключение аудита, инициированного еще прежним составом Рижской думы во главе с Олегом Буровым («Честь служить Риге»). В результате от обязанностей был отстранен директор Департамента развития инфраструктуры Иво Дубкевич. И «стрелочником» дело может не ограничиться, предположила программа Латвийского телевидения de facto. По итогам проверки правление уже обратилось с заявлением в прокуратуру.

В центре внимания оказалась «историческая сделка» по приобретению двух причалов крупнейшей стивидорной компании порта Strek (15% грузооборота, по данным 2018 года) на улице Экспорта, с которых компания перенесла свою деятельность на уже упомянутый Русский остров, как того и требовал закон. Причалы обошлись порту в 18 миллионов евро.

Основание для сделки – скорее всего, принятая предыдущим правлением порта «Программа развития на 2019–2028 годы», которая в пункте 7.3.3. предусматривала «более эффективное использование территории для привлечения инвестиций», а в п. 7.3.4 – «Развитие производств и услуг с высокой добавленной стоимостью».

Для этого на территории порта требовалось создать новую инфраструктуру, электрические мощности и так далее. Освобожденные компанией Strek козырные причалы в центре города в таком случае Управление порта могло либо арендовать, либо выкупить.

Вложение собственных средств порта на арендованной территории – сомнительная идея с точки зрения закона: это предполагает трату денег на чужое имущество. Свои еще можно потратить, а вот европейские на это привлечь невозможно. Поэтому решение о покупке причалов очевидно было продиктовано рыночной логикой.

Но рыночная логика нынешнему председателю правления Виестурсу Зепсу («Для развития / За!») незнакома. Вузовский преподаватель, специалист по бизнес-инкубаторам, в жизни он не реализовал ни одного собственного проекта, не руководил ни одним бизнесом. Однако он уверен, что лучший способ в данный момент поправлять катастрофу в Рижском порту – это шерстить дела минувших дней, строчить жалобы в прокуратуру и мешать реализации начатых планов.

Дубкевич – человек Бурова: он работал в департаменте развития Рижской думы под его руководством, откуда и перешел в Рижский порт. В его ведении оказались проекты строительства нового путепровода на Кундзиньсалу, ремонты дамб и защитных сооружений порта. Инкриминировать ему пока особо нечего, за исключением того, что год назад СМИ тиражировали запись его встречи с «инфант террибль» латвийского политикума, фигурантом дела о «строительном картеле» и нескольких других Марисом Мартинсонсом.

От исполнения обязанностей на время дисциплинарной проверки Дубкевича, по решению правления порта, отстранил управляющий порта Ансис Зелтиньш. Однако по итогам аудита пояснения затребованы и у него.

Только факты

Как явствует из уже упомянутой Программы развития, базирующейся на анализе экспертов Port of Rotterdam International и Grand Thornton Baltic, минимальный сценарий грузооборота порта предусматривал 32,9 миллиона тонн в 2020 году, максимальный — 37,2 миллиона тонн с ростом к концу периода до 43,4 миллиона. Реальный результат будет минимум на треть меньше: за 9 месяцев Рига перевалила 17,59 миллиона тонн.

В Латвии транзитные грузы исторически составляли 70% грузооборота, тогда как в Эстонии — 51%, в Литве — 48%. И когда министр экономики утверждает, что только в прошлом году понял, что Россия заберет свои грузы, это лукавство. У Финляндии соседи не забирают грузы, а наоборот: у порта Котка при падении местных грузов на 82% в нынешнем году транзит из России вырос на 4,4%. И кстати, при том, что официальные речи латвийских политиков по отношению к России всегда были не особенно сладкими, в бытность Логинова у руля порта его показатели держались на первом-втором месте в странах Балтии. Но те времена, видимо, прошли безвозвратно: вместо грузов в порту ищут врагов народа.

Добавить комментарий